популярные все  (19)

Основы управления цветом


 

 

Отличительная черта цифрового фотопроцесса – последовательная передача цветовой информации по всей цепочке устройств, каждое из которых может внести свои аппаратные «поправки», неизбежно влияющие на качество финального отпечатка.

 

 

Эта проблема объясняется тем, что цветовой спектр  каждого устройства заведомо ограничен, и пока невозможно передать все богатство красок. И пленка, и сенсор имеют свой динамический диапазон, который немного обедняет натуральную гамму. При постобработке или после сканирования картинка также может потерять свою естественность – монитор (или сканер) также не способен стопроцентно передать некоторые оттенки. К тому же надо применять во внимание, что и конечно устройство формирования отпечатков также имеет свои границы.

Система управления цветом (Color Manager System, CMS) – это набор программных средств, согласовывающих цветопередачу сканеров, принтеров, мониторов и т.д. Она обеспечивает неизменность оттенка до распечатки включительно. В идеале, отображаемые на мониторе цвета будут строго соответствовать тому, что получится на выходе. А для этого различные ОС, мониторы и приложения должны соблюдать некий протокол согласования. Наиболее очевидна выгода CMS применительно к устройствам с небольшим диапазоном цветности (гаммой) – например, настольным принтером. CMS пересчитывает гамму первичного устройства (в частности, монитора) в координаты цветовой шкалы принтера. В результате все цвета монитора реализуются в соответствии с возможностями конечного звена.

 

 

Почему WYS не всегда тождествен WYG? 
«Цветовые гуру» стараются нивелировать разницу между отпечатком и содержимым экрана. 

В работе с файлами более всего раздражают отклонения от принципа WYSWYG (получаешь при печати то, что видишь на экране). Тяжко «выстраданный» цвет при печати безбожно искажается. А все потому, что принтер и монитор по-разному подходят к воспроизведению цвета. 

Монитор действует по аддитивному принципу RGB, где все цвета образуются через смешивания красного, зеленого и синего. Причем белый состоит из суммы всех трех при их максимальной интенсивности.

 


В полиграфии и струйной печати на вооружение приняты схема CMYK. Здесь всевозможные оттенки формируют красители трех цветов (голубой, пурпурный, желтый) в сочетании с черным (К). Модель CMYK называется субтрактивной, поскольку чернила выступают в качестве фильтров, на которые падает композитный белый свет, и поглощаются различные его составляющие. Пурпурная краска поглощает зеленый спектр, голубая – красный, желтая – синий.  Теоретически, комбинация всех трех красок в равных пропорциях порождает «непроглядную тьму», или черный цвет.

 

 

Однако недостаточная чистота существующих красителей не позволяет добиться абсолютной насыщенности, и в черном все равно проскакивают посторонние оттенки. В результате вместо идеально-черного получается нечто грязно-бурое. Вот почему к CMY-палитре специально добавляют черный краситель. Это цвета можно увидеть на картриджах принтеров, поддерживающих CMYK. 

 

 

Советы: 
1)    Картинка будет удачной, если камера, сканер и принтер используют схожие цветовые модели. 
2)    Неоднозначность трактовки цвета влечет за собой неожиданные результаты. 
3)    Цветовая модель печатающего устройства прямо влияет на красочность фотографии. 

Системный анализ. 
До того, как миру явились настольные издательские системы (desktop publishing), использовать так называемые «закрытые системы», где все компоненты были откалиброваны и подогнаны для работы друг с другом. Но полного соответствия удавалось достичь далеко не всегда, и специалисты высокой квалификации, исходя из своего опыта, корректировали отсканированные изображения, заведомо зная, как скажутся на готовой печатной продукции результаты их манипуляций. Тем не менее, новейшей тенденции в цифровой индустрии ставят под сомнение целесообразность таких комплексных решений.


Очевидно, что разнородные электронные компоненты по-разному воспроизводят оттенки на различных стадиях цифрового фотопроцесса. К примеру, в соответствии со своей спецификацией сканер интерпретирует картинку как набор RGB величин. Далее, монитор отображает цвета, исходя из характеристик люминофора или жидких кристаллов. Ну а большинство цветных принтером реализуют печать, руководствуясь стандартами CMYK.  Данный пример наглядно иллюстрирует необходимость внедрения системы цветного менеджмента. Принцип открытого управления позволяет компенсировать разницу цветопередачи посредством аппаратно-независимого протокола.

 


Способ генерации цвета зависит от специфики устройства. В каком-то смысле, каждый компонент обучен одному «цветовому языку» и не может полноценно общаться со всеми прочими. Поэтому, как вы поняли, срочно потребуется переводчик. Представим, что в комнате собрались четыре незнакомца. Один разговаривает на английском, другой на французском, третий на китайском, а четвертый вообще на языке жестов. Этой компании нужен кто-то, кто знает все четыре языка плюс ещё один нейтральный. Дискуссия будет развиваться через переводчика, транслирующего реплики на универсальный язык. Таким образом, продолжая общаться по-своему, каждый будет в курсе текущих событий.

 


Нейтральная цветовая модель.
Система цветового менеджмента работает по схожему принципу, используя в качестве универсального языка один из аппаратно-независимых протоколов. Особняком среди прочих стоит цветовая модель CIELAB. Разработанная в 1976 г. Международной комиссией по освещению (CIE), она ориентирована на естественное восприятие цветов человеческим глазом. Однако наиболее укоренился способ представления цвета в пространстве RGB, а также его инверсионная разновидность CMY. Эти модели «подражают» организации восприятия цвета человеком. А также реализуют аддитивный и субтрактивный принцип.

Об ограниченности гаммы. 
Обсуждая проблемы RGB и CMY, нельзя не упомянуть об ограниченности их диапазона. Полная цветовая гамма, доступная человеческому глазу, довольно обширна. Однако глядя на продукты моделей RGB и CMY, сразу же замечаешь, что количество отображаемых цветов не соответствует нашим оптическим возможностям. Чтобы не быть голословными, мы наложили RGB- и CMY- гаммы на Диаграмму цветности, построенную CIE в 1931 г. (полный диапазон зрения человека). Как видно, обе модели нельзя назвать полноценными. Боле того, они отличаются по форме и охвату. Некоторые RGB-цвета нельзя выразить через CMY(K) и наоборот.  

 

 

 

Диапазон цветности.
RGB-мониторы отображают отдельные оттенки, которые можно назвать «НЕпечатными». И наоборот, некоторым  «художествам» CMYK дорога на экран также закрыта. Кроме того, границы RGB-диапазона в каждом устройстве существенно разнятся. 

Парадоксально, но чем шире RGB-гамма, тем больше проблем возникает при печати. Цвета, не вписывающиеся в модель CMYK, нужно некоторым образом «сокращать» (т.е. переводить в границы печатного диапазона). Естественно, это приводит к некоторой потере качества и нарушению принципа WYSIWYG.

Впрочем, точное значение диапазонов CMY и RGB зависит от ряда факторов. Любое RGB-устройство, будь то камера, принтер, сканер или монитор, обладает собственной уникальной гаммой. Качество  красителей и бумаги, условия окружающей среды могут так или иначе сдвинуть границы CMY(K). 

Такие колебания спектра могут перерасти в проблему при печати. Увы, но цветовая несовместимость – это побочный эффект электронного представления фотографий, борьба с которым порой занимает большую часть допечатной подготовки и непосредственно печати в лабораториях и типографиях.

 


Управление цветом. 
Методы довольно прозрачны: этот процесс подразделяется на две основные стадии. Картинки переводятся в аппаратно-независимую систему цветовых координат, причем более полную, чем, скажем, у монитора. Затем файлы сохраняются вместе с «профилями», хранящими информацию о характеристиках устройства вывода. 

Преимущества такого подхода очевидны: графический файл становится транспортабельным. Чтобы переориентировать его на другое устройство, достаточно просто присоединить соответствующий профиль.

Наиболее популярная модель «цветоуправления» родилась в 1993 г., когда компьютерщики и полиграфисты учредили Международный консорциум по цвету (ICC) с целью обеспечить устойчивое воспроизведение цвета на всех этапах репродукции. Попутно ICC заложил фундаментальные основы цветового менеджмента.

Система управления цветом от ICC включает три основных компонента: аппаратно-независимое цветовое пространство, профили устройств и модуль управления цветностью (CMM), интерпретирующий содержимое профилей и выполняющий инструкции по коррекции диапазона.

 

 

ICC сразу же постановил, что ответственность за трансформацию цветового пространства будет возлагаться на операционную систему. Такое «разделение полномочий» освобождает от необходимости реализовывать в каждом графическом приложении однотипные управляющие функции. Исходными данными для преобразований служат профили устройств, описывающие поведение цвета в различных условиях.

 

БУДЕМ РАДЫ УСЛЫШАТЬ ВАШЕ МНЕНИЕ В РАЗДЕЛЕ КОММЕНТАРИЕВ  
Администрация WebPhotoSchool



leonОтветить
мододей хорошо написано и просто


Написать комментарий

Имя


Комментарий


Приложить изображение


Текст на изображении








Съемка для NY Fashion Magazine
Backstage


Световые схемы: ЗАПОЛНЯЮЩИЙ СВЕТ
Просмотрев данный урок Вы получите представление о функциях заполняющего света при съемке как в студии, так и на выезеде




Pirelli 2009: Африка
Съемки культового, 36-го по счету календаря «Пирелли» проводились на этот раз в африканской Ботсване (в прошлом году местом съемок календаря был выбран Китай).


Nadja Auermann by Richard Avedon
New Yorker nov 1995




Световая схема на белом фоне
Световая схема на белом фоне с двумя источниками


Простой в использовании мягкий свет
Работа с одним источником света